![]() |
НиямаНияма- это свод предписаний для йога, выполнение которых обеспечит успех в практике. Если яма ограничивает и предостерегает, то нияма предлагает вам принципы развития духа.
ТапасТапас – это практика аскетизма и развитие духовной силы. Это предписание говорит практикующему йогу, что нужно регулярно совершать практику лишения себя комфорта. Этому понятию можно дать сходное смысловое определение «вера». Но это вера в свои действия, уверенность в себе, вера в достижение успеха своими действиями, вера в свою практику и результат этих практик и усилий. Тапас дает возможность йогину преодолевать неблагоприятные условия жизни. Достигать успеха в социальной жизни. Совершенствовать свои качества характера. Приобретать необходимые вещи (сразу на высоких уровнях и непосредственно материализуя их). Но в любом случае необходимое приходит йогину тем быстрее, чем больше тапаса он накопил. Это как счет в банке, который пополняется практикой асан, пранаямы, повторениями мантр, медитацией.
Применяя принцип «я – не я» можно утверждать, что тапас возможно накопить как личный, так и для кого-то.
На физическом уровне тапас проявляется как минимум физическим здоровьем, как максимум – как чудеса, демонстрируемые йогами со своим телом (прокалывание плоти, способности выдерживать предельные температуры, лежание на гвоздях, хождение по углям и т.д.) Причем сами эти демонстрации являются, с одной стороны, результатом предыдущих практик, а с другой – позволяют накопить новый тапас для будущих демонстраций или для чего-то еще. Это личный физический тапас, и он нарабатывается практикой асан и крий, очищением тела с помощью разных очистительных практик.
Если говорить про внешний тапас, то он выражается в способности воздействовать на окружающую среду. Йогин или йогиня уже одним своим присутствием могут изменить к лучшему атмосферу места пребывания (бывают случаи изменения погоды!). Физический внешний тапас можно почувствовать как изменение качества окружающих предметов. Они начинают лучше работать, становятся долговечнее, прочнее. Такой тапас нарабатывается частично асанами, а частично пранаямами. Также его можно наработать мантрами.
На энергетическом уровне тапас выражается как способность достигать поставленных целей. Необыкновенная работоспособность, выносливость, энергичность – это результат практик, проявление тапаса на энергетическом уровне. Его можно наработать практикой пранаямы и асан. Также этот вид тапаса нарабатывается аскетизмом – ограничением желаний путем разделения желаний и потребностей, преодолением неблагоприятных условий окружающей среды (всевозможная закалка тела), практикой физических упражнений на выносливость.
Внешний энергетический тапас выражен в силе намерения йогина. Т.е. накопивший тапас человек может потратить его на реализацию какой-то цели. И если сила тапаса соизмерима с целью, то цель будет достигнута. Накопить его можно, опять же, через асаны (путем практики определенных последовательностей), пранаямы, отказ от комфорта во имя цели. Чем приятнее отвергаемый комфорт, тем большую цель можно достигнуть.
Оболочка ума, состоящая из эмоциональной и мысленной составляющей, является более тонкой структурой и проявляет тапас многопланово. Личный тапас тут может проявляться как эмоциональная сила, убедительность, как необычайное терпение и стойкость. Как способность управлять эмоциями, направлять их в нужное русло. На эмоциональном плане тапас нарабатывают претерпеванием неудобств от асан, от регулярности занятий йогой, превозмоганием себя в части соблюдения режима дня, режима питания, соблюдением ямы (т.е. запретов, в том числе и социальных, если речь идет от внешнем эмоциональном тапасе).
Внешний умственный эмоциональный тапас – это престиж, авторитет среди коллег, заслуги перед социумом, слава из-за совершенного подвига. Вначале это может проявляться как уважение окружающих людей. Накопление этого тапаса связано с соблюдением правил и требований, но не по букве, а по степени полезности для окружающих! Все ограничения должны приносить благо для окружающих людей. По большому счету, внешний эмоциональный тапас нарабатывается размышлением. Внешние практики йоги влияют лишь косвенно на успех в этой сфере. Но без них достижение такого тапаса становится чрезвычайно сложным занятием.
Внутренний ментальный тапас появляется как заслуга за потраченное время, средства и усилия на освоение знаний как теоретических, так и практических. Сила мысли может быть развита разными способами. Есть раздел знания (ньяя), посвященный развитию ума в его логическом аспекте. Развить манас (ум) можно путем служения обществу, а также практикой чтения писаний, трактатов, путем накопления фактов о мире. Тапас в этой сфере выражается как осведомленность, как способность делать тонкие умозаключения, как абстрактное мышление и результат этого мышления.
Внешний ментальный тапас – это результат мысленной энергии, накопленной йогином. На практике это выражается в лекциях, чтении книг, творчестве, силе убеждения и внушения, победы в спорах и интеллектуальных играх. Соответственно, накопить тапас можно просто участвуя в таких мероприятиях, проявлении своих знаний на практике, реализации их в жизни. Практики концентрации (шестой ступени йоги) помогают развить мощь интеллекта в этом аспекте, и тем самым накопить внешний ментальный тапас.
Промежуточный итог таков: с чем сталкивается йогин в практике, то он и развивает! Сталкивается со знанием – развивает знание, физически асаны практикует – становится гибче и сильнее.
Следующая оболочка разума более таинственна. Это различительные способности нашего сознания. Это оценочное сознание. Вместе с тем это способность удерживаться на пути развития, наша внутренняя убежденность в чем-то. Сила характера тоже является разумом. Говоря о разуме йогина, нужно сказать о нем как о силе, толкающей его постоянно практиковать и достигать поставленной цели. И это аромат харизмы йогина, когда его разум достаточно развит. Харизма притягивает к себе, является сущностью привлекательности и успеха в личной жизни.
Тело разума тоже можно рассматривать с позиции качеств и проявления этих качеств. Тапас разума для личности может проявляться как устойчивость на пути, скромность, непривязанность, граничащая с отрешенностью к мирским благам. Разум призван вести человека к счастью во всех сферах. Все, чем может помочь в этом хатха-йога, – это регулярность занятий асанами. Однако помощь асан тут опосредована. Главное – это изменение образа жизни. И такое изменение должно быть постепенным. Этот слой развивается, когда включены все вышеописанные оболочки (или коши). Сразу изменить (усилить или сделать качественнее) разум не удастся. Но игра стоит свеч... Йогин с развитым разумом способен воспринимать более высокую информацию непосредственно из источника, минуя книги. Тут открываются сверхчувствительные способности человека. Качества характера преображаются (вредные привычки выметаются напрочь, а недостатки исправляются).
Здесь деление на «я» и «не я» весьма условно. Тут более разреженная атмосфера. Наработать тапас в разуме в личном аспекте означает отбросить идею наслаждения, а принять идею служения миру. Причем все это происходит не навязанно, а очень естественно. Основной практикой является медитация (седьмая ступень йоги). И, конечно, развитие разума основано на практиках развития более грубых оболочек.
Внешнее проявление тапаса таково: это появление в нужном месте и в нужное время, гармония с внешними потоками, знание своего предназначения, миссии, сверхспособности. Наработать тапас в этой сфере можно просто практикуя медитацию в ее глубоком аспекте (об этом читайте в соответствующем разделе).
И, наконец, духовное тело! Тапас в духовной оболочке встречается у людей очень редко. Но йога помогает наработать его. Естественно, работа начинается только тогда, когда тело разума достаточно плотно как фундамент для формирования духовного тела. Духовное тело связано с осознанием божественных энергий творения, сохранения и разрушения мира. Это осознание первопричин событий, способность видеть будущее, определенная работа по совершенствованию мира. Формируется практикой самадхи (последней восьмой ступенью йоги). Тапас этого тела бесценен и уникален. Это самое дорогое, что можно себе представить, ибо он позволяет прийти к осознанию своей души.
Развить духовный тапас сложно, но можно. Условием этого является развитие всех остальных 5-ти кош, практика самадхи и медитации, религиозные практики и ритуалы. Осознание логических цепочек Творения также развивает наш духовный тапас в этом теле. На самом деле тут нет разграничения на личное и неличное, ибо тут начинается трансцендентное, запредельное, встреча с непознаваемым. Тут вы познаете суть всех отношений в своей жизни. Личная карма развязывается, и вы становитесь освобожденным от уз материи, от гун, от гороскопов и их прогнозов.
Что делать дальше? На этом, конечно, ничего не заканчивается... все только начинается. Но вот что – это вы узнаете, когда накопите духовный тапас)) |
ЙОГА СТУДИЯ
ЙОГА СТУДИЯ WWW.YOGASPHERA.RU
WWW.YOGASPHERA.RU |
ул. Горького, 117
ул. Горького, 117 +7 (930) 284-11-30
+7 (930) 284-11-30 Пн-Сб с 9 до 20
Пн-Сб с 9 до 20 |